После протечки воды из стиральной машинки, отсутствие нагрева – это самая распространенная поломка. Дело в том, что подавляющее большинства стиралок представляют собой автономные агрегаты, которые работают независимо от температуры источника воды.
Есть модели, которые можно подключать одновременно к холодному и горячему водоснабжению. Однако это скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев используется электрический нагревательный элемент, так называемый ТЭН.
Как диагностировать поломку нагревательного элемента?
Существуют продвинутые модели, которые останавливают процесс, если режим стирки не соответствует выбранной программе. На дисплей или индикатор поступает информация о наличии и типе поломки.
В инструкции по эксплуатации можно найти таблицы кодов ошибок. В отличие от автомобильных кодов OBD, они не универсальны. Каждый производитель программирует модуль управления по-своему.
Если ваша машинка не оснащена функцией самодиагностики, надо регулярно контролировать нагрев самостоятельно. В зависимости от типа агрегата, способ отличается:
- Машины с фронтальной загрузкой. Выбрав необходимый режим, вы устанавливаете температуру. Вода нагревается на первом или втором этапе стирки (замачивания). Для проверки не обязательно погружать термометр в барабан (впрочем, на большинстве аппаратов это невозможно: дверца блокируется). Достаточно потрогать стекло люка в тот момент, когда бак наполнен водой. Нагрев до 40℃ без труда определяется рукой.
Важно! Если при выбранном режиме стирки установлена температура от 60℃ и выше, можно получить ожог. Поэтому касаться стекла нужно кратковременно, лучше обмотав руку сухим полотенцем. - Машины с вертикальной загрузкой.
Барабан спрятан под верхней крышкой, доступа через стекло люка нет. Чтобы проверить работоспособность нагревателя, необходимо потрогать рукой сливной шланг при смене воды. Разумеется, это надо делать после цикла стирки, а не при полоскании. Помним о безопасности: шланг может быть очень горячим.
Итак, выбран режим стирки с нагревом, а вода холодная. В чем проблема, и как ее устранить?
Самый примитивный ответ на этот вопрос – сгорел ТЭН. На самом деле, причин может быть несколько. Поиск неисправности надо начинать по принципу «от простого к сложному».
- Недостаточное напряжение в сети питания. Некоторые модели стиральных машин не в состоянии работать при пониженном вольтаже. Взгляните в инструкцию: как правило, установлен предел 220 В +/- 10%. То есть, если ваша энергоснабжающая компания выдает 190 вольт (а это возможно на практике), то схема управления нагревом может не включиться. Проверьте напряжение с помощью мультиметра.
- Неисправность прессостата. Нагревательный элемент включается лишь тогда, когда блок управления «видит» нормальный уровень воды. Если поступают неверные данные, электронный «мозг» считает, что воды недостаточно, и не дает команду включить ТЭН. Кстати, эта неисправность не обязательно приводит к переполнению бака. То есть, она не очевидна: есть аварийный датчик, который перекроет клапан, подающий воду.
- Поломка или загрязнение температурного датчика воды: тут возможны различные симптомы.
- Датчик не работает вовсе – чтобы избежать перегрева, блок управления блокирует включение нагревательного элемента. Термометр выдает неверные сигналы: вода может быть перегрета, или наоборот – оставаться еле теплой. Не забываем про банальные контактные явления: возможно, просто сгнил сигнальный провод.Этот элемент неремонтопригодный: только замена.
- Неисправность блока управления стиральной машиной. Вероятность такой поломки невелика: в таком случае агрегат не будет работать вовсе. Хотя, извлечение блока управления (для проверки в мастерской) более простая процедура, чем разборка всей стиральной машины для замены нагревателя.
- Загрязнение нагревательного элемента: 70% причин отсутствия нагрева. Низкое качество воды, и высокая температура вокруг ТЭНа приводит к тому, что на корпусе появляется толстый слой кальциевых отложений.
- Обрыв проводки нагревательного элемента. В условиях постоянной сырости (не обязательно от протечек: на контактах может быть испарина от перепада температур), контакты окисляются, и могут быть разрушены по причине коррозии.
- И, наконец, ТЭН действительно перегорел. Причин может быть несколько: от броска напряжения до заводского дефекта. Однако основная предпосылка к перегоранию – кальциевая «шуба». Кроме регулярной диагностики (визуально через барабан, или с демонтажем элемента), необходимо следить за качеством воды. Если ваш водопровод выдает «сырье», богатое минеральными элементами, надо ставить фильтр. Или добавлять в дозатор специальное средство для удаления накипи.
Помните о том, что любую неисправность легче предотвратить, нежели устранять.
Итог:
Если ваша машинка может выполнять стирку с неисправным ТЭНом, и не переходит в аварийный режим, это не повод отложить ремонт «до лучших времен». Перегоревший нагреватель может лопнуть, и тогда вода окажется под напряжением. Если в довесок к этому не сработает автоматика аварийного отключения электроэнергии, можно получить поражение электротоком.